Протестантизм (лютеранство, чешское братство, антитринитаризм и социнианство)

Не случайно среди кальвинистских неофитов встречается немало бывших представителей „ русской веры ". Да и сама православная шляхта снисходительно (до середины XVII в.) Относилась к реформатов, устраивая в ХVI-XVII вв. общие синоды с ними и чешскими братьями (в Торуни, 1595; Бресте, 1596; Свободные, 1599; Варшаве, 1632; Торуни, 1644; Свободные, 1648), пытаясь укрепить свое положение в противоборстве с католической и униатской партиями. стремились союза с православными и сами кальвинисты, имея при этом собственные интересы. С православными их сближало положение „ схизматиков «, „ идейных оппонентов» и сам правовой статус диссидентов (ими в XVI-XVII вв. в Речи Посполитой считали всех некатоликов). Кальвинисты с симпатией относились к борьбе православного населения за национальные и религиозные права. Униженные юридически и морально, они стремились внести свою долю в эту борьбу. Приведем некоторые (а их гораздо больше) факты. В 1632 г... В конвокацийному (после смерти короля) сейме в Варшаве, где председательствовал зять Константина Острожского Христофор Радзивилл, протестантская партия выступила с политическими требованиями, в частности „ предоставить права гражданства диссидентам, равенства всех перед законом, доступ ко всем гражданским и государственных должностей, чинов, званий ... гарантии одинаково надежны для православных и для протестантов ".
Видео Знакомства с Девушкой
В конце концов, ни один сейм с участием кальвинистов не обходился без подобных требований, можно рассматривать как первые попытки практического воплощения принципа свободы вероисповедания. И на антиуниатских Брестский собор протестанты, несмотря на королевскую запрет, появились в большом количестве и вооружены. На нем они отстаивали интересы православных. Главную же помощь оказывали им протестанты на местах. Неслучайно в письме 24 августа 1624 в Христофора Радзивилла киевский митрополит Иов Борецкий писал: „ Мы втиснуты со всех сторон ... Нам ничего другого не остается, как говорить свою невиновность перед самим Творцом ... после Господа Бога вы — единственная наша надежда ". В период особой опасности общность православных с кальвинистами приветствовало даже украинское казачество. Так, во время уже упоминавшегося сейма (1632) в обращении к новому королю казацкая делегация гласит: „ Пусть уния (католическая) будет уничтожена и утверждена будет уния наша с теми, кто отдаляется от латинского веры и сочувствует нашей судьбы, то есть на руинах унии католической пусть утвердится уния православно-протестантская ". А вот выдержка из письма запорожского гетмана Павла Тюри в Богуслав Радзивилла 3 ноября 1663 г .: „ Издавна Русский народ и войско Запорожское пользовались во многих тяжелых обстоятельствах бессчетными благодеяниями Радзивилловская дома, особенно в делах веры ". Однако, построенный на временных, тактических интересах, православно-протестантской политический союз не был жизнеспособным. Накануне Освободительной войны непримиримость двух конфессий стала очевидной. Итак, вторая половина ХVI — первая половина XVII в. в истории Украины обозначены ощутимым влиянием на ее религиозную жизнь западноевропейских протестантских течений. Подготовленные социально-политическими и культурными процессами, поддержанные маґнатсько-шляхетской слоем, они постепенно завоевывали новые позиции, расширяли сферу влияния, круг сторонников среди местной элиты. Наибольших успехов в этом достигли, правда, только кальвинисты. Однако их успехи также оказались недолговременными. В ситуации преследований правительства и католическо-иезуитских сил ранним протестантским течениям не удалось объединиться в прочный религиозный союз. В условиях противоборства между католической и православной церковью протестанты не смогли заручиться серьезной поддержкой православной шляхты и православного клира. В период назревания драматических событий середины XVII в. ранние протестантские течения в Украине так и не получили симпатий народного слои. Зарождение Реформации пробудило критическое мнение, новые философско-этические, социально-политические модели, формы религиозного и светской жизни. В процессе «умственной революции» оживляется религиозное свободомыслие, которое развивается не только в форме рационализма ересей, но и религиозно-философских систем (пантеизм, деизма, номинализма). Своеобразным синтезом протестантской доктрины и религиозного свободомыслия, а точнее — ренессансно-вольнодумной проекцией протестантизма стал в ХVI-ХVII вв. антитринитаризм. С одной стороны, он связан с давней рационалистически-еретической традиции сопровождала историю христианства уже с первых веков. Еще до Ария существовала секта евионитив (I в.), Которая возражала Божественность Иисуса Христа и называла его только великим пророком, которому при крещении было дано Божественная сила. Большинство проповедей евионитив состояла из толкования закона Моисея и его дополнений устными рассказами. Другая ложь I-II ст. &Mdash; керинфианська (последователи бывшего иудея из Александрии Керинф) настаивала на том, что Иисус — обычный человек. В эпоху Средневековья тема Троицы стала дискуссионной в борьбе различных философских течений при формировании рационалистического взгляда на христианское учение. Поэтому, с другой стороны, антитринитаризм глубоко связан и с ренессансной философией, в которой гуманистическое понимание человека возвышало его над религиозной догмой. Ренессансная природа антитринитаризму выдвигала его в оппозицию не только к католицизму (и православия), но и к классическому протестантизму. В антитринитаризм "свободно развивались критические и рационалистические идеи ... одновременно он пошел за импульсами нового времени; последнее было в нем даже самым сильным. Характерная черта антитринитарной и социнианского движений XVI в. и, что они составляли такую разрушение католицизма, которая стала результатом ... ренессанса ... В этом смысле социнианизм также завершением истории догмы ". Одним из первых идеологов антитринитаризму в ХVI в. Был испанский ученый и мыслитель эпохи Возрождения Мигель Сервет (1509 / 1511—1553), взгляды которого приближались к пантеизму и рационализма. Он развивал унитарное понимание Бога, доказывал преимущество Нового Завета над Ветхим и необходимость их критического исследования. Основные труды — «Об ошибках троичности» (1531) и «Восстановление христианства» (1553). Его идеями увлеклись художники и мыслители Италии, Франции, Испании, Швейцарии. Выразительным представителями антитринитаризму были испанский художник Хуан де Вальдес, итальянские гуманисты Себастиан Кастеллион, Лелий Социна и его племянник Фауст, Бернардо Окино, Павел Альциат, Валентин Гентилий, Франциск Станкар. Вследствие преследований со стороны инквизиции и непримиримого оппонента «арианской ереси» Жана Кальвина, немало последователей учения Сервета эмигрировали в Польшу. Они развернули активную пропаганду своих идей в польско-литовском государстве, обращая к себе многих местных протестантов.

11 Сен 2016

К сожалению, отзывы закрыты.