Развитие украинской культуры и искусства во второй половине xix в. часть 2

В 1882 грамм. После инициативе Кропивницкого в Елисаветграде открылся профессиональный театр. В том же году он побывал со спектаклями в Киеве, Чернигове, Харькове, Полтаве, Новочеркасске, Ростове-на-Дону, везде пропагандируя духовное достояние украинского народа. В 1883 должность директора украинской труппы занял Старицкий, Кропивницкий остался режиссером и актером. Кроме него, в труппу входило немало талантливых актеров — М. Садовский, М. Заньковецкая, П. Саксаганский, М. Садовская-Барилотти, Г. Затыркевич-Карпинская, Ф. Левицкий, Л. Линицкая и др. Они создали незабываемые сценические образы по пьесам Шевченко, Квитки-Основьяненко, Кропивницкого, Старицкого и Карпенко-Карого. В 1885 труппа разделилась на два отдельных коллективы. В течение второй половины 80-90-х годов действовало несколько ведущих театральных коллективов — Старицкого, Кропивницкого, Садовского — и около 30 небольших «российско-малороссийских» труп. Они выступали на сценах не только Украины. Труппа Кропивницкого своими представлениями в 1886 получила большую популярность в Петербурге, а Старицкого в 1886 и 1887 pp. — В Москве. Успешно проходили их гастроли также в Белоруссии, Грузии, Польши. Гроб Г. Деркача почти 20 лет гастролировала по центральным городам России, побывала на Урале, в Сибири, а "1893 дала представление в Париже. Создавались российские театральные труппы, гастролировали по разным городам Украины и России. В Киеве в 1891 М. Соловцов основал первый постоянный русский театр. Он имел высокопрофессиональных актеров и ставил преимущественно пьесы Гоголя, Толстого и Чехова. Развивалось театральное искусство и в Восточной Галичине. Первый украинский профессиональный театр открылся во Львове в марте 1864 Его антрепренером, актером и одновременно режиссером стал Емельян Бачинский.
LÅSSMED STOCKHOLM JOUR
Репертуар состоял преимущественно из произведений ведущих украинских драматургов Квитки-Основьяненко, Шевченко, Котляревского. Со своими представлениями он побывал в разных городах Восточной Галичины, Буковины и Закарпатья. С вовлечением коллектива в политическую борьбу между «народниками» и «москвофилами» уровень спектаклей снижается. И только после прихода в 1875 г... В должность режиссера Кропивницкого деятельность театра оживляется. На его сцене нашли свое прочтение пьесы Гоголя «Ревизор» и «Женитьба», Карпенко-Карого «Несчастная» и «Мартин Боруля», Франко «Украденное счастье» и «Учитель». Ставились и другие произведения украинских драматургов, а также зарубежных классиков Шиллера, Мольера, Сарду. Музыка. Значительное влияние на развитие музыкального искусства Украины оказало творчество композитора и оперного актера в Петербурге С. Гулака-Артемовского. Его опера «Запорожец за Дунаем» ставилась на сценах многих театров. Именно она положила начало классической украинской оперы. Значительный вклад в профессиональную украинскую музыку сделал композитор и музыкальный теоретик П. Сокальский. На сценах театров часто шли его оперы «Мазепа», «Майская ночь», «Богдан Хмельницкий» и другие, проникнутые народным мелосом. Плодотворно работал П. Нищинский, в активе которого особое место заняли «Вечорныци», классический образец украинского музыкального искусства. Ряд музыкальных произведений и среди них «Украинский симфонию» и несколько романсов написал композитор М. Калачевский. Корифеем украинской музыки стал Николай Лысенко. Сформировавшись на лучших музыкальных традициях Лейпцигской и Петербургской консерваторий, Лысенко вместе с тем вобрал в себя богатейшую музыкальное наследие своего поющего народа и преподнес музыкальное искусство на небывалое высокий уровень. Своими теоретическими трудами в области народно творчества он начал украинскую музыкальную фольклористику. Интерпретировал много стихов Шевченко. Его деятельность распространялась на различные жанры музыкального искусства. Лирически-фантастический характер имеют оперы «Рождественская ночь» и «Утопленница», историко-героический — «Тарас Бульба». Лысенко стал автором первых детских опер «Коза-Дереза», «Господин Коцкий», «Зима и весна, или снежная красавица». Широкую известность получили его опера «Черноморце», написанная по пьесе Якова Кухаренко «Черноморский быт на Кубани», музыка к пьесе Котляревского «Наталка Полтавка» и многие другие. Ему принадлежит много романсов на слова Адама Мицкевича, Генриха Гейне, Леси Украинский, Ивана Франко, а также отдельных произведений для фортепиано. На западноукраинских землях музыкальное искусство представляли композиторы М. Вербицкий, В. Мат, А. Вахнянин, на Северной Буковине — И. Воробкевич и др Изобразительное искусство. Среди изобразительных видов искусства важное место занимала архитектура. Хотя города и во второй половине XIX в. продолжали застраиваться хаотично и разностилевых, но в них появлялись и сооружения значительной архитектурной ценности. В Киеве в 70-х годах выросли отель «Континенталь», здание театра Соловцова, а в 1897 — 1901 pp. — По проекту архитектора В. Шретера оперный театр. В 1862 — 1882 pp. с участием А. Беретги появился Владимирский собор в Киеве. Ему же принадлежат проекты ряда зданий по Владимирской улице. В Харькове активно работал архитектор А. Бекетов. Немало уникальных сооружений появляется в Одессе: в 1884 — 1887 pp. — Городской театр по проекту архитекторов Ф. Фельнера и Г. Гельмера, в 1894 — 1899 гг. — Новая биржа (теперь Одесская филармония, архитектор А. Бернардацци). Восстанавливается Севастополь. Во Львове сводится ряд сооружений по проектам архитектора Ю. Захаревича, в том числе дом Львовского политехнического института (1872—1877). Плодотворно работали также Ю. Гохбергер Горголевский и другие львовские архитекторы Скульптурное искусство. Новые черты появились в скульптурном искусстве. Широко известным было имя Л. Позене, который в малых формах художественно изображал разные типы людей и их занятия. Это, в частности, композиции «Хозяин». «Кобзарь», «Переселенцы», «Запорожец в разведке» и др. Ему же принадлежит и ряд бюстов современников. Стал известным искусно выполненными бюстами Салтыкова-Щедрина, Гоголя и Шевченко скульптор П. Забила. Гораздо более широкий диапазон оказало творчество Б. Эдуардса из Одессы: он разрабатывал темы как социально-бытового, так и портретного характера. Развивалась и монументальная скульптура, но связана она была преимущественно с памятниками царям и высшим сановникам. Высоким художественным уровнем отличался памятник Богдану Хмельницкому в Киеве (1888) Михаила Ми-Кешин. Скульптурное искусство западноукраинских земель находилось под значительным влиянием венской, мюнхенской и римской художественных школ. Заметное влияние на его развитие оказал краковский скульптор П. Филиппи после переезда во Львов в 1860 Мастерством и психологическим раскрытием образа выделялись К. Островский, Т. Баронич, А. Северин и другие, а в области монументально-декоративного искусства — Т. Ригер. Важным видом изобразительного искусства оставался живопись. Бытовой жанр продолжали последователи Шевченко М. Жемчужников, Иван Соколов и Константин Трутовский. В 70 — 90-х годах он стал социальное насыщеннее и рельефным. Крестьянской тематикой в это время увлекался М. Кузнецов. Значительных успехов в разработке бытового жанра и красоты украинской природы достиг К. Костанди. Его полотна «У больного товарища», «Гуси», «Ранняя весна», «В люди» и другие стали украшением национальной культуры. Художественным совершенством отмечены картины певца природы и народного быта Украины Н. Пимоненко. Среди его работ наибольший успех имели «Святочные гадания», «Свадьба в Киевской губернии», «Проводы рекрута» и др. Примерно с 70-х годов начинает разрабатываться городская тема. Бытовые сюжеты, а также героика, свободолюбие, непокорность и природный юмор присущи полотнам Ильи Репина «В волостном правлении», «Вечерницы», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и др. Развитие живописи и художественного искусства Развивался пейзажная живопись. Им активно занимались В. Орловский, Е. Светославский, Г. Ладыженский и др. Но вершиной пейзажной живописи стало творчество Сергея Васильковского, его около 3,5 тыс. Полотен — это своеобразный гимн украинской природе. Среди них почетное место занимают «Утро», «Отара в степи», «Степь на Украине», «На Харьковщине». Менее распространен был портретная живопись, хотя и в этом жанре работали художники, которые умело владели художественной техникой, умели глубоко проникнуть в психологию образа. Это — Пимоненко, Констанди, Васильковский и другие художники. Батальная живопись начинает Николай Самокиш своим первым полотном «Возвращение русской кавалерии после атаки под Аустерлицем». Как и другие виды искусства, живопись западноукраинских земель подвергался воздействию художественных школ Австрии, Германии и Польши, хотя в целом он продолжал оставаться народным. Лиричностью и глубиной изображения отличались картины К. Устияновича «Бойковская пара», «Гуцулка у источника». Ему принадлежит также удачно выполненное полотно «Шевченко в ссылке». Преимущественно портретной живописью занимался Т. Копистинского, пейзажами — Т. Романчук. Началась творческая деятельность Ивана Труша.

28 Мар 2017

К сожалению, отзывы закрыты.