Развитие украинской культуры и искусства во второй половине xix в

Развитие украинской культуры и искусства во второй половине XIX в. Во второй половине XIX в. состоялось территориальное разобщение украинских земель, завершилось формирование украинской нации, усложнилась социальная структура и политизирован общественную жизнь. Эти явления оставили заметный след в развитии культурной сферы. Положительным сдвигом в культурной сфере способствовали модификация экономики и завершения промышленного переворота, которые укрепили материальную базу культуры, стимулировали развитие образования и науки. Развитие литературы Преодолевая давление царизма и великодержавного шовинизма, приспосабливаясь к различным запретов, развивалась украинская литература. При этом она находила понимание и поддержку передовой русской, польской и венгерской общественности, недовольной отношением политических режимов к национальным культурам. После смерти Тараса Шевченко заметной фигурой в литературной жизни Украины стал Пантелеймон Кулиш. Он стремился обогатить литературу оригинальными жанрами, ввести ее в общеевропейский литературный процесс. Кулиш создал первый национальный исторический роман «Черная рада», посвященный событиям в Украине 1663 Развертывание сюжета подается рядом с ярким описанием одежды, быта и народных обычаев украинского народа. Высокого общественного звучания получили его альманах «Хата», сборника стихов «Рассветы», «Хуторна поэзия» и другие произведения.
новости политики Украины
Формируется реалистическое направление в литературе, основан в творчестве Марка Вовчка. Из-под ее пера вышла первая украинская социальная повесть «Институтка» с реалистичным изображением крестьян, не мирились с рабством и стремились избавиться от него. В «Народных рассказах» писательница устами своих героев осуждала крепостнический строй, защищала обездоленных людей, ее повести и рассказы были очень популярны не только в Украине, но и за ее пределами, переводились на многие европейские языки. *. Во второй половине XIX в. развернулась активная литературная деятельность основателя Украинской реалистической басни Леонида Глебова. Находясь под влиянием русского баснописца Ивана Крылова, писатель вместе с тем опирался на украинскую почву, развенчивал угнетения человека человеком, высмеивал вымогательство и крепостничество. Гуманистическими мотивами была проникнута творчество основателя гражданской и песенно-романса лирики Степана Руданского. Его знаменитые «Юморески» обозначены народным юмором, остроумием, оптимизмом, мудростью и свободолюбием. Вместе с тем поэт сочинил немало песен и среди них «Проституток, ветер, на Украину», «Меня забудь», которые стали образцом песенно-романса лирики. Его перу принадлежат также исторические поэмы. Ли не самым ярким обличительным произведением украинской литературы является повесть Анатолия Свидницкого «Люборацкие», в которой показано упадок нескольких поколений старосветской семье священника, несовершенство обучения и воспитания молодежи. Значительный резонанс в обществе имел доработок писателей Александра Конисского, Ганны Барвинок и Олексы Стороженко. В 70-90-х годах украинская литература больше обращается к художественного отображения социальных и психологических проблем общества, обогащается произведениями многих талантливых литераторов. Иван Нечуй-Левицкий написал более 50 романов, «повестей, рассказов и сказок высокой художественной ценности и правдивости. Его социально-бытовые произведения „Николай Джеря“, „Кайдашева семья“ и другие изображали жизнь и быт обездоленных людей, их неудержимое стремление к лучшей жизни. Социально-психологическими мотивами обозначена и творчество Афанасия Мирно г о. В романе «Разве ревут волы, когда ясли полны?» и повести «Голодная воля» он обличал социальную несправедливость, несовершенство реформы 1861 Многострадальная судьба женщины-крестьянки предстает перед читателем в повести «Проститутка». Своим художественным мастерством Панас Мирный стал вровень с выдающимися мастерами слова мира, пользуется широкой славы у себя на Родине и за рубежом. В конце XIX в. начинается литературная деятельность Михаила Коцюбинского. В своих ранних произведениях он обращается к жизни представителей социальных низов общества и силой художественного слова протестует против несправедливых порядков, неспособности части интеллигенции улучшить жизнь народа. Значительные высот достигла поэзия Якова Щеголева, Михаила Гтарицького, Днепровской-Чайки, Елены Пчелки, Павла Грабовского, Ивана Манжуры, Леси Украинский и др. Переживает подъем и литература западноукраинских земель. Юрий Федьковича 400 поэтических и прозаических произведений о жизни и быте гуцулов Буковины и Галичины, прославлял борцов за счастье народа. Произведения Юрия получили большую популярность, переводились на многие европейские языки. Квинтэссенцией литературной жизни всей Украины стала деятельность Ивана Франко. Его литературная и научное наследие составляет около 5 тыс. Различных работ. Важное место в них занимает рабочая тематика, прежде показ тяжелого материального положения нефтяников, их готовности к борьбе против социальной несправедливости. Социальным протестом обозначено немало произведений Франко, в частности стихи «Вечный революционер» и «Каменщики». Высоким художественным мастерством выдзначаються социально-бытовые поэмы «Служанка», «Маша», «Смерть убийцы» и другие. Во многом под влиянием Франко формировались взгляды Михаила Павлика, а также С. Кузнецова, Н. Кобринской и др. Драматургия и театр. Вопреки официальной политике царизма в высокого интеллектуального уровня поднялись драматургия и театр. Появляется много драматических произведений на украинскую тематику. Михаил Старицкий написал 25 пьес и среди них «Не суждено», «Ой, не ходи, Григорий, да и на вечерницы», «В темноте» и др. Героику украинского народа, несокрушимую силу воли и патриотизм автор отразил в пьесах «Богдан Хмельницкий», «Маруся Богуславка», «Оборона Буши». Весомый вклад в драматургию сделал Марко Кропивницкий своими произведениями на социально-бытовую тематику. Его пьесы «Дай сердцу волю, заведет в неволю», «Пока солнце взойдет, роса глаза выест», «Мироед, или паук» пользовались неизменным успехом на театральных сценах многих сел и городов Украины. Новых высот достигла драматургия Ивана Карпенко-Карого. Его драмы и комедии обозначены особой социальной остротой и яркостью образов. Его лучшие произведения — «Несчастная», «Служанка», «Мартин Боруля», «Сто тысяч», «Хозяин» стали неоценимым достоянием украинской культуры. В центре внимания автора — судьба человека, несправедливость и бесправие, формирования предпринимателя капиталистического типа и социальные пороки современного ему общества. И это при том, что цензура позволяла ставить пьесы только крестьянской тематики. Писали для сцены и писатели-прозаики. Так, переделана Старицким комедийная пьеса «На Кожемяках» под новым названием «За двумя зайцами» не сходит со сцены и до сегодняшних дней. Часто шла во многих театрах и драма Панаса Мирного «Лимеривна» и др. В 90-х годах украинская драматургия обогащается пьесами на историческую тематику Бориса Гринченко «Степной гость» и «Ясные зори». Театральный репертуар пополняли также произведения Юрия, Франко и других литераторов. Во второй половине XIX в. большое распространение получили любительские театры, кружки и группы. Они действовали во многих городах, городках и даже селах. Иногда они имели достаточно высокий профессиональный уровень, в том числе любительские театры воскресной школы в Полтаве в 1861 — 1862 pp. и Чернигове под названием «Общество любящий родной язык» в 1861 — 1866 pp., театральный кружок студентов Киевского университета, основанный Михаилом Старицким и Николаем Лысенко в 1859 В любительских кружках Бобринця и Елы-саветграда начался творческий путь будущих корифеев украинского профессионального театра Кропивницкого и трех братьев Тобилевичей, известных под фамилиями Ивана Карпенко-Карого, Николая Садовского и Панаса Саксаганского. Вообще Елисаветград стал своеобразной театральной Меккой Украины, куда тянулись лучшие актерские силы и где впервые увидели свет пьеса Шевченко «Назар Стодоля», опера Гулака-Артемовского «Запорожец за Дунаем» и другие выдающиеся произведения. Любительский театр развивался в неблагоприятных условиях преследования украинского слова и культуры. Эмский указ 1876 вообще запретил представления на "малороссийском наречии», не разрешалось даже печатать на нем тексты к музыкальным произведениям. Но любительский театр стал уже настолько популярным в Украине и России, против этих запретов массово выступили не только актеры, писатели, буржуазия, но и даже прогрессивное чиновничество, в том числе и киевский и волынский генерал-губернаторы. Под их давлением правительство в 1881 должен передать вопрос о разрешении на постановку украинских представлений на усмотрение местных губернаторов. Это открыло несколько более широкие возможности для развития театрального искусства.

11 Апр 2017

К сожалению, отзывы закрыты.