Словацкое просвещение и национальное возрождение (xviii — первая половина xix в.) часть 3

Первым загальнословацьким центром патриотической интеллигенции стало «Общество любителей словацкого языка и литературы» (1834 — 1844), возникшее в Пеште. В своей деятельности, а также на страницах литературного альманаха «Заря» члены общества стремились отыскать компромисс между конфессиональными течениями национального движения, пытались сблизить две языковые традиции, печатая статьи и «бернолаччиною» и «библийщиною». Выдающимся деятелем словацкого национального Возрождения является Павел Шафарик — автор «Истории славянского языка и литературы всеми наречие» (1826).
Kamin Land

Ученый доказал индоевропейское происхождение славян и показал их весомый вклад в развитие мировой культуры, а словацкий язык впервые выделил как самостоятельное. После переезда в 1833 гг. До Праги П. Шафарик написал двухтомное исследование «Славянские древности» (1837), в котором пришел к выводу, что отдельные славянские языки возникли не позднее середины I тыс. Н. е. Именно с этого периода он и начинал историю славян. В качестве одного из наиболее значимых доказательств высокого уровня развития славянских языков П. Шафарик приводил факт заимствования многих словацких слов мадьярской языке. Однако результаты научных исследований П. Шафарик не подтверждали концепции языковой и племенного единства чехов и словаков, а, наоборот, утверждали самобытность словаков и их языка. Однако, признавая словацкую национальную самобытность, ученый пытался «ословачиты» чешский язык, оставаясь на позициях языковой и литературной единства чехов и словаков. Идея создания единой загальнословацькои культурной организации была реализована в тайном обществе радикалов «Взаимность» (1837 — 1840), возглавляемом адвокатом А Верховским. Однако в 1843 — 1844 произошло событие, вызвавшее в национальных кругах тревогу за судьбу словацкого языка. Государственное собрание Венгрии приняли законы, согласно которым мадьярская речь должна была стать единственным языком законодательства, правительственных учреждений, официального деловой жизни и образования на землях Короны Св. Иштвана. Вскоре были закрыты словацкую гимназию в Левоче, ликвидировано кафедру чехословацкой языка и литературы в Братиславском лицее и распущен научные общества. Одной из событий словацкого национального Возрождения было основание в 1844 надконфессиональной словацкого общества «Татрин». Оно связано с деятельностью уже третьего поколения словацких «будителей», которое возглавлял известный поэт, философ, историк, лингвист Л. Штур (1815—1856). В национально-культурного движения словаков этого периода принадлежали М. Годжа (1811—1878), И. Гурбан (1817—1888), Я. Краль, Я. Францисци с «радикальной оппозиции» 1845 — 1848 и др. Л. Штур, опираясь на сделанное ему и в поддержку молодого поколения патриотов, дал новую интерпретацию понятию «славянской взаимности». Его концепция развития славянства и словацкого народа изменила колларивську теорию «четырехчленная структуры» славянского народа с «чехословацким племенем внутри него. Идеи А. Коллара, сыгравших важную роль в формировании национального сознания словаков и других славян в предыдущие десятилетия, в 40-х годах не соответствовали процессу формирования славянских наций и интересам национально-освободительного движения. Штуривська концепция „обновления славянства“ базировалась на диалектическом смысле „единства в разнообразии“, а словаков квалифицировала как отдельный самобытный народ. Исходя из этой посылки, Л. Штур заложил основы над конфессиональной литературного языка, которой стала развиваться не евангелическая или католическая, а словацкая национальная культура. Он основал первую словацкую политическую газету „Словацкие народные новости“, которая начала издаваться с 1845 Л. Штур превратил эту газету в инструмент пропаганды просвещения и развития национального сознания словаков. С помощью своих единомышленников он сформулировал антифеодальную программу движения, содержала не только национальные, но и социально-экономические требования. Программа, с которой Л. Штур выступил на заседании Государственного собрания (осень 1847), содержала требования о введении в словацких землях в начальных школах и учительских семинариях, а также в высших учебных заведениях Венгерского королевства, где готовили богословов, юристов, землемеров, обучение на словацком языке. В социально-экономической сфере Л. Штур выступал за ликвидацию привилегий шляхты и освобождение крестьян за выкуп. В основу единой словацкого литературного языка Л. Штур положил середньословацький диалект как наиболее распространенный у словаков. Он изложил и его грамматические нормы в трудах «Наука словацкого языка» и «наречие словацкое и необходимость писать на этом наречии». Вся общественная научная и просветительская деятельность Л. Штур была пронизана целью — расширение образованности и культуры словацкого народа, введение разработанного им варианта словацкого литературного языка. Он не только последовательно отстаивал право на ее существование, но и боролся против обвинений в сепаратизме, которые звучали в его адрес из уст чешских общественных деятелей. В конце 40-х годов XIX в. национальные требования словаков переросли в требования признания их самобытности как нации. Последовательное выполнение этих требований вело к децентрализации многонациональной Венгрии, чего мадьярская политическая элита не могла допустить. Уже в 1847 подготовлено словацкую национальную программу, которая предусматривала ликвидацию привилегий шляхты и освобождение крестьян за выкуп, реформирования политической системы Венгерского королевства, разработку конституции, принятие демократических законов о введении всеобщего избирательного права, развитие системы образования на словацком языке. ЛИТЕРАТУРА

  1. Историография истории южных и Западных славян. Москва, 1987.
  2. История Чехословакии: В 3 т. Москва, 1959. Т. 2.
  3. История южных и Западных славян: В 2 т. Москва, 1998. Т. 1.
  4. Краткая история Венгрии. Москва, 1991. Краткая история Чехословакии. Москва, 1988.
  5. Кузьмин М. Н. Школа и образование в Чехословакии. Москва, 1971.
  6. Культура народов Центральной и Юго-Восточной Европы в эпоху Просвещения. Москва, 1988.
  7. освободительной движение народов австрийской империи. Период утверждения капитализма. Москва, 1981.

14 мая 2018

К сожалению, отзывы закрыты.