Российско-украинские культурные отношения в 1991-254рр. часть 7

Характеризуя установления взаимоотношений в информационной сфере следует обратить внимание на значение в этой области прессы и ее трансформации в период государства Украины. Несмотря на стремительный рост интереса к украинской прессе, даже в 1991, лидерами на ее территории оставались Московские газеты (табл. 2) Таблица 2. Самые популярные газеты в Украине (подписка на 1991).

Название газеты Подписка
Труд 4.417.700
Агрументы и факты 4.065.100
Комсомольская правда 2.500.200
Сельские вести 2.110.004
Комсомольское знамя 885.050
Известия 784.200
Молодежь Украины 505.609
Вечерний Киев 469.379
Правда 428.500
Сельская жизнь 323.800
Спортивная газета 276.027
Правда Украины 217.582
Литературная газета 165.300
Литературная Украина 151.300
Советская Украина 140.602
Голос Украины 110.112
Учитывая, что в то время тираж газет на 80 90% определялся количеством подписчиков, таблица 1 дает достаточно полное представление о популярности газет. Для украинских подписчиков 1-3 местах были московские газеты, а три самых популярных газеты, издававшиеся в Украине, поднялись всего на 4, 5 и 7 места. С 1994-го по 1996 год увеличивается количество общегосударственных газет с 56 до 220 (если во времена СССР все республиканские газеты выходили в Киеве, то нынешние общегосударственные выдаются также во Львове, Харькове, Днепропетровске, Донецке, Одессе и других городах).
трикотажная фабрика Комсомольск
При резком уменьшении спроса на газеты преимущество стало предоставляться украинским (в том числе русскоязычным) изданием (табл.3). Итак по состоянию на начало 1995 первые пять позиций по уровню популярности занимали украинские газеты. Самые популярные в независимой Украине московская газета „ Аргументы и факты «была лишь на шестом месте, бывший лидер „ Труд» — на девятом. &Bdquo; Комсомольская правда "переместилась с третьего на тринадцатое место. Таблица 3. Самые популярные газеты в Украине (1995)

Название газеты Тираж (укр. часть, сичень1995)
Голос Украины 506.184
Сельские вести 339.236
Киевские ведомости 209.100
Рабочая газета 207.027
Правительственный курьер 195.698
Аргументы и факты 175.200
Правда Украины 69.955
Звезда 63.464
Труд 57.245
Известия 48.400
Молодежь Украины 45.653
Независимость 44.811
Комсомольская правда 40.000
С 1990 по 1996 год доля украиноязычных газет по тиражу уменьшилась с 68,0 до 39 , 1 процента. роста в независимой Украине доли газет, которые печатаются на русском языке, объясняются, вероятно, несколькими причинами. Во-первых, издатели, которые рассматривают газеты как коммерческий проект, особенно в крупных городах востока и юга Украины, сделали ставку на доминирующую там язык, надеясь тем самым обеспечить большую популярность. Во-вторых, те, кто раньше предпочитал газетам России теперь обратились к изданиям Украины, скорее всего облюбовали русскоязычную прессу. В-третьих, государство практически ничего не делает для поддержки прессы на украинском языке. В-четвертых, среди украиноязычных газетчиков оказалась общей традиция рассматривать газету исключительно как средство пропаганды высоких истин, „ будителя «и „ просветителя». Следует отметить, что русскоязычные издания Украины, кроме разве что коммунистических и значительной части крымских газет, как правило стоят на позициях независимости Украины, или по крайней мере придерживаются лояльности к украинской государственности. Традиционно существует официальная пресса. Среди газет этого типа газета Верховной Рады Украины „ Голос Украины ". Газета исполнительных органов власти „ Правительственный курьер "печатает официальные материалы (Законы Украины, Указы Президента, Постановления правительства и т. д.). Местные органы власти, как правило, имеют собственные издания, хотя не всегда массовые. Образовалась большое количество независимых (частных) газет, издаваемых на коммерческой основе и подают широкий спектр новостей, ориентируясь на массового читателя. Среди них — ежедневные газеты „ Киевские ведомости «, „ Факты и комментарии», „ День «, „ Независимость» и другие. Обзорно-аналитический направление характерно для еженедельника „ Зеркало недели ". Годы независимости обозначены бурным развитием прессы в регионах в каждом из областных центров получается не 2-3 областные и городские газеты, которые во времена СССР, а не менее десяти газетных изданий со статусом как областных и городских так и общегосударственных. На сегодняшний день может сложиться впечатление, что влияние российских печатных изданий осуществляется на небольшое количество населения, на самом деле, материалы из российских газет охотно репродуцируются украинскими СМИ. Следует также учитывать, что хотя большинство российских печатных изданий недоступна для массового читателя, однако материалы этих изданий оказывают влияние на те слои украинского общества, которые нуждаются в своей работе больших объемов информации (руководители всех уровней, эксперты, консультанты, бизнесмены, предприниматели, журналисты и т. п.), и часто пользуются источниками российских СМИ . Целый ряд российских изданий смогли обойти законодательные ловушки и зарегистрировались в форме украинской-российских совместных предприятий. Материалы этих изданий более чем на 50% имеют российское происхождение. От своих российских аналогов они в основном отличаются первой страницей, которая содержит или сообщения о чрезвычайных происшествия, или перепечатка материалов Интерфаксу Украины; почти отсутствуют аналитические материалы. Однако, имея статус отечественных, эти издания фактически остаются русскими по содержанию. Что касается сущности и идеологической направленности большинства российских СМИ в Украине, то они определяются прежде всего корыстными интересами российских финансовых структур, которые контролируют СМИ. В настоящее время основные российские финансово-промышленные корпорации (ФПК) обладают достаточно крепким информационным потенциалом. Большое значение придают ФПК информационному обеспечению своих действий на транснациональном рынке. Для обеспечения присутствия в информационном пространстве потенциального рынка используются различные способы установления контроля над СМИ: покупка пакетов акций; прямое спонсорство «Приватизация» главного редактора; делегирование «агентов влияния»; создание СМИ в форме совместных предприятий; использование возможностей спутникового и кабельного телевидения и тому подобное.

30 Мар 2017

К сожалению, отзывы закрыты.