Русско-японская война (1904—1905)

V. Боевые действия на море Битва в Желтом море Российский флот в окруженном Порт-Артуре оказался в тяжелом положении. Элементарные правила стратегии требовали от флота покинуть блокирован порт и перейти в Владивосток. Но адмирал Витгефт считал флот должен остаться в Порт-Артуре до подхода Второй эскадры, и заявил адмиралу Алексееву что без императорского рескрипта он не выведет флот из гавани. Такой рескрипт был получен 26 июня 1904. Витгефт отдал приказ: " Кто может тот прорвется, при аварийных ситуациях никого НЕ ждать. При гибели кораблей никого не угнетали, дабы не должна оставаться общее движение эскадры ... При сильном сопротивлении противника на Генеральной курсе к Владивостоке разрешается отойти в порты нейтральных государств, даже если это грозит интернированием и разоружения. Но, ни в коем случае обратно в Порт-Артур никому НЕ возвращаться ... ". В море вышли 6 эскадренных броненосцев («Цесаревич», «Ретвизан», «Победа», «Пересвет», «Полтава», «Севастополь»), 5 крейсеров (" Новик «,» Баян «,» Паллада «,» Диана «,» Аскольд «) и мелкие суда. Японцы сразу знали о выходе российского флота и адмирал Того вышел с основными силами наперерез россиянам. В японский флот входили 4 эскадренных броненосца («Микасы», «Асахи», «Фудзи», «Шикишима») и два броненосных крейсера («Ниссин», «Кассуга»). Кроме того, многие крейсеров и миноносцев. Японцы имели преимущество в легких судах и в скорости, так как броненосец «Ретвизан» был поврежден. Того сразу попытался окружить голову русской эскадры, но адмирал Витгефт приказал отвлечь на четыре румбы влево в результате чего эскадры разошлись на контргалсах и открыть огонь из главного калибра.
Ремонт диванов дома
Произошло это в 12.10 28 июня 1904. В результате промаха в маневрировании тот его эскадра оказалась в хвосте российской и 14.30 бой прекратился за увеличение дистанции между эскадрами. В 16.30 снова началось сближение и артиллерийский бой от которого одинаково стараждалы обе стороны. В 17.30 японский снаряд взорвался над мостиком «Цесаревича» и адмирал Витгефт погиб. В 17.43 второй снаряд разбил ходовую рубку броненосца и он потерял управление. В это время по свидетельству морских атташе Франции и Англии тот сказал: «Они, кажется, побеждают меня», и приказал писать приказ об отступлении в Сассебо. Но тут он увидел русская эскадра потеряла управление и приказал продолжать бой. Спас россиян командир «Ретвизана» капитан первого ранга Щенснович. Он приказал своему броненосцу идти на таран «Микасы». Японцы отступили, отступили и русские броненосцы в Порт-Артур. Выполнил приказ своего адмирала только «Цесаревич», который отошел в нейтральный порт где был интернирован. Отряд крейсеров пошел на прорыв в результате чего «Диана» и «Аскольд» были интернированы, а «Новик» дошел до Сахалина где погиб в неравном бою. Хотя битва была проиграна русскими, найкрайще характеризуют слова французского атташе при японском флоте: " Адмирал Того был потрясен решимостью русской эскадры, которая надвигалась на него, готовая погибнуть, чтоб спасти судьбу войны и честь России ". Действия Владивостокской бригады крейсеров во Владивостокском бригаду входили четыре крейсера первого ранга: «Россия», «Богатырь», " Громобой «и» Рюрик ". Эта бригада была отделена от других кораблей эскадры по причине специфической конструкции судов. В России царили взгляды крейсерской войны, а основным противником считалась Англия, основу могущества которой составляла морская торговля. Для такой войны были сконструированы специальные корабли, не пригодны для эскадренного боя, зато с очень большой автономностью. С самого начала войны бригаде под командованием контр-адмирала Реценштейна была поставлена задача не допускать опрокидывания японцами войск и ресурсов на материк и препятствовать морской торговле. Японцы для противодействия бригаде выделили эскадру адмирала Камимуры в составе шести броненосных крейсеров и мелких судов. В первый боевой поход эскадра вышла 1 февраля 1904 но за нерешительности Реценштейна удалось потопить только один японский транспортный корабль. После назначения командиром флота адмирала Макарова, командиром бригады был назначен контр-адмирала Иесена. Причиной отставки Реценштейна стал налет крейсеров Камимуры на Владивосток во время которого крейсера бригады не вышли в море для боя. Адмирал Иесен вывел свои крейсера в море 12 апреля. В поход вышли три крейсера: «Россия», «Богатырь», «Громобой». Их сопровождало два миноносца, которые ворвались в корейский порт Гензан где потопили японский транспорт «Гойо-Мару». После этого миноносцы вернулись на базу, а крейсера пошли дальше. Они потопили два транспорта, на одном из которых находился полк солдат. Поход закончился 15 апреля и вызвал большой переполох в Японии, тот вынужден был усилить эскадру Камимуры, что ослабило действия японского флота под Порт-Артуром. Но у судьбы крейсеров свою роль сыграло фатальное невезение. Во время патрулирования налетел на камни самый сильный крейсер бригады — «Богатырь». Ремонт затянулся до конца войны. По прибытии в Владивосток вице-адмирала Скрыдлова, который был назначен командующим флотом и контр-адмирала Безобразова, который был назначен командующим Первой эскадрой верховное командование в городе перешло к Скрыдлова. Первого июня крейсера снова вышли в поход. Результатом похода стало потопление трех кораблей, и захвата британского парохода «Алантон», который вез контрабанду. Вместе с транспортами пошел на дно полк японской пехоты, 18 тяжелых орудий предназначенных для захвата Порт-Артуру и специальные локомотивы построены для российских рельсов. Российские крейсера журналисты прозвали невидимыми. В следующем походе, который начался 18 июня, российские крейсера столкнулись с эскадрой Камимуры и вынуждены были отступить, хотя на обратном пути захватили британский пароход с контрабандой. Доставка грузов в Японию после этого происходила только окружным путем по стороны Тихого океана, а японцы сожгли дом Камимуры и в прессе с ` появились призывы к нему сделать харакири. Матросы западных стран отказывались выйти в море даже за огромные деньги. 28 июня крейсера начали бункеровку, а 4 июля вышли в море с задачей обогнуть Японию и топить суда в районе Токио. Пройдя Сангарською проливом между островами Хокайдо и Кюсю крейсера вышли в океан где потопили три иностранные пароходы с военными грузами, и вернулись снова Сангарською проливом. Поход вызвал гигантский международный резонанс, на японских адмиралов посыпались обвинения в некомпетентности. Когда первая эскадра должна была идти на прорыв в Владивосток, адмирал Алексеев решил выслать крейсера ей на встречу. Проблема заключалась в том, что точная дата выхода была неизвестна. 30 июля крейсера вышли в море и взяли курс на Корейский пролив. И только через несколько часов после выхода стало известно, что бой уже проигран, но предупредить крейсера было уже поздно. 1 августа японцы заметили российские крейсера недалеко от острова Цусима. Против трех российских крейсеров шло четыре броненосных («Идзумо», «Токива», «Адзумо», «Ивата») и двенадцать легких судов. В 5.00 утра начался неравный артиллерийский бой. Битва шла до самого вечера, но россияне благодаря удачному маневрированию смогли оторваться и уйти с больших повреждений в Владивосток. Погиб только старый крейсер «Рюрик», который не мог дать быстрого хода и был затоплен командой. Уцелевших два крейсера в море не выходили до конца войны.

23 Сен 2016

К сожалению, отзывы закрыты.