Сербы в габсбургской монархии (xvi-xviii вв.)

Реферат на тему Сербы в Габсбургской монархии. (XVI-XVIII вв.) После окончания австрийско-турецкой войны для сербов под Габсбургами начинается сложный период приспособления к новой среде, полон страданий, лишений, тяжелой и продолжительной борьбы за сохранение национальной идентичности и веры. Венгерская сторона не признавала законности льгот, которые сербы получили от императора, поскольку эти льготы прямо затрагивали интересы венгерской верхушки. Всячески препятствовали осуществлению предоставленных сербам прав органы местного самоуправления Хорватии. Все больший размах приобретал антагонизм экономического и бытового характера между сербами (венграми и хорватами. Последние вдруг почувствовали конкуренцию пришельцев практически во всех сферах жизни. Этот антагонизм усиливался и осложнялся межконфессиональным противостоянием «старого» и «нового» населения: католическая пропаганда в среде православных сербов проводилась и до переселения 1690, но теперь она была значительно более агрессивной. Помимо прочего, сербам в Австрии было разрешено создать самостоятельную церковную организацию во главе с митрополитом, которого должны избирать на своих собраниях — «Сабор» — делегированные представители разных общественных слоев.
http://maup.com.ua
Если учесть значение церкви в жизни сербского этноса, то наличие такой структуры фактически означала и разрешение на определенную политическую деятельность, также вызвало резкое недовольство среди венгров и хорватов. В борьбе за реализацию своих прав и льгот «австрийские» сербы опирались только на поддержку определенных государственных и политических кругов в Вене, которые предоставляли такую поддержку, исходя исключительно из собственных представлений и интересов. Сербов активно поддерживали в австрийской столице, как правило, только тогда, когда надо было сопротивляться туркам или когда обострялись австрийско-венгерские отношения. Например, во время венгерского восстания во главе с Ф. Ракоци 1703 — 1704, когда возникла реальная опасность перехода сербов на сторону повстанцев, Вена готов был обещать им все что угодно. После некоторых колебаний сербы выступили против мадьяр и внесли решающий вклад в победу австрийцев над Ракоци. За это император тремя специальными «дипломами» (24 фев, 7 августа и 29 сентября 1706) подтвердил все льготы, предоставленные сербам в предыдущее время. Важным событием в жизни сербов под властью Габсбургов стало создание в 1702 — 1703 Потисько-Помориського границы («границы») — специфического по форме и статусом национального военного поселения, которое должно обеспечивать защиту государственной границы Австрии от возможных нападений османов. Для сербов, которые и стали защитниками границы («Граничары»), это означало некоторое облегчение, поскольку военные поселения вдоль границы подчинялись не местным венгерской администрации, а Верховной военном совете в Вене. В конце XVII — в первой трети XVIII в. укрепляются связи сербов с Россией, которые теперь постепенно распространяются не только на религиозно-духовную, но и на государственно-политическую сферу. С этого времени Россия вновь участвует в европейской жизни как одна из великих держав. От эпохи Петра I она все теснее и теснее связана в своем историческом развитии с судьбой славянского мира и прежде — с сербами и черногорцами. После первых личных контактов Петра с сербскими представителями (1698) Россия сознательно направляет свои дипломатические усилия на привлечение сербов к совместной борьбе против султана. Это происходит под двумя главными лозунгами: православная солидарность и славянское единство. В 1710 г... По Москве появились первые посланцы от сербов из Австрии, которые просили царя Петра позаботиться о «земле сербскую», угнетенное чужаками. В марта 1711 гг. До Черногории, Герцеговины, Македонии и Албании отправились российские эмиссары с царскими грамотами, в которых содержались призывы к восстанию против османов (одним из эмиссаров был Михаил Милорадович, представитель известного сербского рода с Герцеговины, он вскоре поступил на русскую службу и переехал в Россию). Призывы попали на хорошо подготовленную почву и на этот раз, и в течение всего XVIII в. сербы и черногорцы неоднократно выступали с оружием в руках, поддерживая военные операции русской и австрийской армий в их борьбе против Оттоманской империи. По Пожаревацькою мирному договору, подписанием которого завершилась австрийско-турецкая война 1716 — 1718, под покровительство Австрии попали сербские земли к югу от Савы и Дуная. Однако надежды христиан этих территорий на улучшение условий жизни не оправдались. Новый хозяин оказался даже хуже предыдущего, что сразу же почувствовали на себе жители этих территорий. К социально-экономического и национального угнетения добавились проблемы, вызванные агрессивным религиозной пропагандой, направленной на вытеснение православия католицизмом или на введение униатства как переходной формы к нему. Не случайно в течение 1718 — 1739 непрерывно продолжалось переселение сербов на земле, оставались под главенством Порты. Когда Савва и Дунай снова стали границей между Османской и Габсбургской империями (по Белградским мирным договором 1739), положение сербов было почти одинаково тяжелым как на левом, так и на правом берегу. Вследствие действия ряда факторов, как объективного так и субъективного характера, вполне реальная угроза возникла для самого существования сербского народа. Надежды на спасение и самосохранения жители разных областей, заселенных сербами, связывали с различными обстоятельствами: кто старался максимально использовать возможности легальной деятельности в пределах имеющегося государственно-политического устройства, некоторые искал счастья в восстаниях, кто сосредоточивал усилия на борьбе за объединение всех соотечественников под флагом той или иной идеи, некоторые стремился повышать уровень образованности и культуры. Появились и сторонники новых переселений — именно таким путем пошла довольно большая группа сербов под руководством И. Хорвата, И. Шевича и Р. Прерадовича, которая отправилась в Россию, основав на территории современных Кировоградской и Луганской областей Украины специальные военные поселения Новую Сербию и Славяно-Сербии (1751 &mdash ; 1764). Конец века ознаменовался для «австрийских» сербов созданием в 1787 самостоятельных вооруженных отрядов сербских добровольцев — «Фрайкора» — и самое активное участие в войне Австрии против Турции 1788 — 1791, во время которой особенно отличился командир одного из фрайкора Коча Анджелкович. «Турецкие» сербы, которые также принимали участие в войне на стороне австрийцев, а после подписания очередного мирного соглашения в 1791 снова оказались один на один с местью турок, сумели воспользоваться процессом внутреннего реформирования Порты и получили первоначальную форму автономии в пределах Белградского пашалыка ( 1793). Проведение в Белградском пашалыка реформ, направленных на улучшение условий жизни христианской населения, предполагалось мирным договором 1791 Еще один из пунктов этого договора предусматривал амнистию всем сербам, которые воевали против турок. Амнистию действительно провозглашали фирманы султана 1793—1794 гг., Которые также оказывали жителям пашалыка определенные имущественные привилегии. Помимо прочего, фирманы запрещали проживать в Белградском пашалыка янычарам и Дахи, от которых сербы основания ждали крупнейших неприятностей. В результате начатых реформ положение сербов понемногу улучшается. Размер харачу было уменьшено, возрождались ремесленничество и торговля, значительно уменьшилось количество разбойных нападений. Некоторые офицеры фрайкора даже получил пенсии австрийского правительства. Было разрешено также строительство церквей и введены некоторые элементы местного самоуправления. Казалось, что на сербские земли наконец пришли мир и согласие. Однако это продолжалось недолго. Готовясь к войне с Францией, Порта поспешила помириться с внутренними противниками и разрешили вернуться в Белград янычарам и Дахи, которые сразу развернули антисербская террор. ЛИТЕРАТУРА

  1. Австро-Венгрия. Опыт многонациональна государства. Москва, 1995.
  2. История Югославии: В 2 т. Москва, 1963. Т. 1.
  3. История южных и Западных славян. Курс лекций. Москва, 1979.
  4. История южных и Западных славян: В 2 т. Москва, 1998. Т. 1.
  5. Лещиповская М. Сербская культура XVIII века. Москва, 1994.
  6. Очерки истории культуры славян. Москва, 1996.
  7. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Т. 58. Ст. «Сербия», «Сербская литература», «Сербская народная поэзия», «Сербская церковь», «Сербский язык», «Сербы». Европа и Србы. Београд, 1996.

06 Дек 2016

К сожалению, отзывы закрыты.