Сербы в составе венгерской короны. сербская культура (xvi-xviii вв.)

Реферат на тему Сербы в составе Венгерской Короны. Сербская культура (XVI-XVIII вв.) 1. XVI в. сербский народ встретил разобщенным и угнетенным. Потеря государственности стала печальной реальностью. Единственным воспоминанием о временах недавней славы оставалась Сербская деспотия на территории Венгрии (в области Срем), которая, правда, в течение всего периода своего существования представляла яркий пример квазигосударственного образования. От второй половины XV в. все больший размах приобретает миграция сербского населения с юга на север и северо-запад: с территории, захваченных османами, на земле, которые еще остались свободными от турецкой присутствия (Далмация, Хорватия, Славония, Срем, Бачка, Банат, Эрдель, Валахия и др. ). сербы оказались под властью Османской империи, массово принимали ислам; особую активность в этом плане проявляли жители Боснии, причем как простые люди, так и представители знатных родов. Возможно, сказалась длительная приверженность богомильства. Изменяя веру, население захваченных турками областей стремилось лучше приспособиться к новым политическим и бытовых условий, спасти себя и свои семьи. А тем временем религиозный фактор объективно нес с собой кардинальное изменение цивилизационной принадлежности. XVI в. начинается для сербов из участия в бесконечных войнах, в которых они защищали чужие интересы и выступали марионетками в руках значительно более мощных сил.
рунетки
Сначала едва ли не основной движущей силой, побудившей сербов браться за оружие и присоединиться к тем европейским обладателей, которые оказывали сопротивление туркам, христианская солидарность: желание помочь «своим» — христианам — в борьбе против «чужих» — мусульман. Поскольку изначально века военная активность Османской империи направлялась главным образом против Венгрии, сербы вполне естественно оказались на стороне венгерского короля. Во время венгерско-турецкой войны 1501 — 1502 смелыми и неординарными действиями отметился сербский деспот Йован Бранкович. После нескольких довольно успешных вооруженных акций на территории Сербии и Боснии он даже планировал организовать серьезный сопротивление туркам, но неожиданно умер в конце 1502 Йован вошел в историю своего народа как яркий авантюрист, чья деятельность не имела особого значения для общего дела. После него не осталось сына, в результате чего деспотом стал представитель другого рода — Иваниш Бериславич. Судьба Сербская деспотия складывалась драматично: деспоты сменяли друг друга, с каждым днем теряя даже те незначительные права, что имели. Когда последний сербский деспот — Павел Бакич — получил 20 сентября 1537 деспотський титул от австрийского короля Фердинанда I, то свои владения — деспотовину & mdash; ему надо было освободить из-под власти турок. Бакич погиб в бою 9 октября того же года. С его смертью закончилась история средневековой сербской государственности, которую, пусть только номинальная, продолжала деспотовина. В результате окончательной ликвидации Сербская деспотия, а вместе с ней и последнего легитимного государственного образования, единого для всех сербов, в 30 — 50-е годы XVI в. разрушается монолитность нации. Отдельные группы населения из разных областей, заселенных сербами, начинают действовать самостоятельно, часто без учета и осознания общих интересов и стратегических целей. Борьба против турок продолжалась, но не в виде массового народного движения, как это было раньше, а в форме разбойных нападений четников и Ускок. В то же время большинство населения выбирает для себя один из двух основных путей: либо переходит на сторону новых владельцев, или покидает родные просторы, эмигрируя на другие земли. В средние века, на этапе становления и утверждения сербской государственности, расселения сербского этноса («сербский экспансия», как называет этот процесс В. Чорович) происходило в трех направлениях: северном, восточном и южном. При этом государственные границы на севере и востоке расширялись в основном за счет областей, традиционно заселенных сербскими племенами, то есть увеличение территории государства в принципе совпадало с зоной проживания сербского этноса. С появлением на Балканах османов (XIV в.) Сербы довольно быстро покинули захваченную когда южную часть полуострова, двигаясь — причем все массово и активно — на запад (в Боснию), юго-запад (в Далмации) и север (в Венгрию). Переселение сербов на новые земли сопровождалось эмиграцией из них — также в желании защититься от османской угрозы — католической населения, которая здесь проживала. Это привело в конце концов к существенным изменениям в национально-племенной структуре на западе и юго-западе Балканского полуострова. В таких городах на побережье Адриатического моря, как Дубровник, Котор, Будва, Бар и других с тех пор является ярко выраженным, а иногда и преобладает над сербами инонациональный элемент. В то же время в основном сербскими становятся бывшие венгерские области Бачка, Банат, Срем. Значительные сербские колонии появляются в Хорватии (Лика, Центральная Славония и т. п.) и Боснии (города Баня-Лука, Яйцо с околицяметьта др.). 2. В османской превосходством практически прекратился свободное развитие сербской письменной культуры, вся культурная деятельность на время сосредоточилась в рамках устного народного творчества, которая превратилась в форму самоидентификации и самосохранения нации. Одной из причин возникновения такой ситуации было уничтожение социальной базы существования культуры, то есть образованных слоев населения, в том числе дворянства и высшего и среднего духовенства. Другой — ликвидация культурных центров и общенационального и локальных культурных сред. Нравственная сила, душевный лиризм и трагичность судьбы сербского народа проявились в его богатой и разноцветной народной поэзии. Именно с образцами такой поэзии появились сербы в конце XVIII — в начале XIX в. перед глазами просвещенной Европы. Сербские народные песни принято делить на две большие группы: эпические («юношеские») и лирические («женские»), отличавшиеся тематикой и художественными особенностями. Среди эпических песен выделяются четыре цикла: песни о событиях до появления турок; песни о деяниях правителей из династии Неманичей; песни, посвященные борьбе против турок; наконец, песни нового времени. Лирические песни раскрывают быт народа, его менталитет. Одной из лучших и самых известных сербских эпических песен является «Хасанагиниця». ее в 1774 опубликовал в своем труде «Путешествие по Далмации» А. Фортис. В течение следующих пятидесяти лет «Хасанагиницю» переведены на основные европейские языки: немецкий (Гете, 1778), английский (В. Скотт, 1779), французский (Нодье, 1821 гг.). Народная поэзия стала важной составляющей в процессе становления и развития сербской письменной литературы. В XVI — XVIII в. эту литературу в основном представляли представители так называемой «славяно-сербской школы»: патриарх Паисий, Захарие Орфелин, Иоаким Вуич и другие, среди которых особенно выделялся Иован Раич (1726 — 1801), автор первой систематизированной истории южных славян (" История разных славянских народов, наипаче болгар, хорватов и сербов "). Он в 1750-х годах учился в Киевской духовной академии. Просвещение у сербов связано с именем Доситея Обрадовича (1731 — 1811), который был последним представителем «славяно-сербской школы» и вместе с тем начал новый этап в развитии национального изящной словесности непосредственно готовя появление такой фигуры, как Бук Караджич. «Живот и приключения», описывающих собственную жизнь Обрадовича, комментируют и мотивируют его мысли и поступки с позиций нарождающейся просветительской идеологии. Другое произведение Обрадовича — «Совет здравого разума» — стал бы первым курсом практической морали для сербского народа. С конца XV в., И особенно активно в течение XVI — XVII в., Начинается книгопечатание на сербском языке. С 1791. В Вене выходит первое периодическое издание на сербском языке — «Сербские новости». В 1792—1794 гг. Их место заняли «Славяно-сербские сведения». ЛИТЕРАТУРА

  1. Австро-Венгрия. Опыт многонациональна государства. Москва, 1995.
  2. История Югославии: В 2 т. Москва, 1963. Т. 1.
  3. История южных и Западных славян. Курс лекций. Москва, 1979.
  4. История южных и Западных славян: В 2 т. Москва, 1998. Т. 1.
  5. Лещиповская М. Сербская культура XVIII века. Москва, 1994.
  6. Очерки истории культуры славян. Москва, 1996.
  7. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Т. 58. Ст. «Сербия», «Сербская литература», «Сербская народная поэзия», «Сербская церковь», «Сербский язык», «Сербы». Европа и Србы. Београд, 1996.

21 Дек 2016

К сожалению, отзывы закрыты.