Словацкое просвещение и национальное возрождение (xviii — первая половина xix в.) часть 3

Первым загальнословацьким центром патриотической интеллигенции стало «Общество любителей словацкого языка и литературы» (1834 — 1844), возникшее в Пеште. В своей деятельности, а также на страницах литературного альманаха «Заря» члены общества стремились отыскать компромисс между конфессиональными течениями национального движения, пытались сблизить две языковые традиции, печатая статьи и «бернолаччиною» и «библийщиною». Выдающимся деятелем словацкого национального Возрождения является Павел Шафарик — автор «Истории славянского языка и литературы всеми наречие» (1826). Ученый доказал индоевропейское происхождение славян и показал их весомый вклад в развитие мировой культуры, а словацкий язык впервые выделил как самостоятельное. После переезда в 1833 гг. До Праги П. Шафарик написал двухтомное исследование «Славянские древности» (1837), в котором пришел к выводу, что отдельные славянские языки возникли не позднее середины I тыс. Н. е. Именно с этого периода он и начинал историю славян. В качестве одного из наиболее значимых доказательств высокого уровня развития славянских языков П. Шафарик приводил факт заимствования многих словацких слов мадьярской языке.
Офисы без посредников г Московский, Киевское шоссе.
Однако результаты научных исследований П. Шафарик не подтверждали концепции языковой и племенного единства чехов и словаков, а, наоборот, утверждали самобытность словаков и их языка. Однако, признавая словацкую национальную самобытность, ученый пытался «ословачиты» чешский язык, оставаясь на позициях языковой и литературной единства чехов и словаков. Идея создания единой загальнословацькои культурной организации была реализована в тайном обществе радикалов «Взаимность» (1837 — 1840), возглавляемом адвокатом А Верховским. Однако в 1843 — 1844 произошло событие, вызвавшее в национальных кругах тревогу за судьбу словацкого языка. Государственное собрание Венгрии приняли законы, согласно которым мадьярская речь должна была стать единственным языком законодательства, правительственных учреждений, официального деловой жизни и образования на землях Короны Св. Иштвана. Вскоре были закрыты словацкую гимназию в Левоче, ликвидировано кафедру чехословацкой языка и литературы в Братиславском лицее и распущен научные общества. Одной из событий словацкого национального Возрождения было основание в 1844 надконфессиональной словацкого общества «Татрин». Оно связано с деятельностью уже третьего поколения словацких «будителей», которое возглавлял известный поэт, философ, историк, лингвист Л. Штур (1815—1856). В национально-культурного движения словаков этого периода принадлежали М. Годжа (1811—1878), И. Гурбан (1817—1888), Я. Краль, Я. Францисци с «радикальной оппозиции» 1845 — 1848 и др. Л. Штур, опираясь на сделанное ему и в поддержку молодого поколения патриотов, дал новую интерпретацию понятию «славянской взаимности». Его концепция развития славянства и словацкого народа изменила колларивську теорию «четырехчленная структуры» славянского народа с «чехословацким племенем внутри него. Идеи А. Коллара, сыгравших важную роль в формировании национального сознания словаков и других славян в предыдущие десятилетия, в 40-х годах не соответствовали процессу формирования славянских наций и интересам национально-освободительного движения. Штуривська концепция „обновления славянства“ базировалась на диалектическом смысле „единства в разнообразии“, а словаков квалифицировала как отдельный самобытный народ. Исходя из этой посылки, Л. Штур заложил основы над конфессиональной литературного языка, которой стала развиваться не евангелическая или католическая, а словацкая национальная культура. Он основал первую словацкую политическую газету „Словацкие народные новости“, которая начала издаваться с 1845 Л. Штур превратил эту газету в инструмент пропаганды просвещения и развития национального сознания словаков. С помощью своих единомышленников он сформулировал антифеодальную программу движения, содержала не только национальные, но и социально-экономические требования. Программа, с которой Л. Штур выступил на заседании Государственного собрания (осень 1847), содержала требования о введении в словацких землях в начальных школах и учительских семинариях, а также в высших учебных заведениях Венгерского королевства, где готовили богословов, юристов, землемеров, обучение на словацком языке. В социально-экономической сфере Л. Штур выступал за ликвидацию привилегий шляхты и освобождение крестьян за выкуп. В основу единой словацкого литературного языка Л. Штур положил середньословацький диалект как наиболее распространенный у словаков. Он изложил и его грамматические нормы в трудах «Наука словацкого языка» и «наречие словацкое и необходимость писать на этом наречии». Вся общественная научная и просветительская деятельность Л. Штур была пронизана целью — расширение образованности и культуры словацкого народа, введение разработанного им варианта словацкого литературного языка. Он не только последовательно отстаивал право на ее существование, но и боролся против обвинений в сепаратизме, которые звучали в его адрес из уст чешских общественных деятелей. В конце 40-х годов XIX в. национальные требования словаков переросли в требования признания их самобытности как нации. Последовательное выполнение этих требований вело к децентрализации многонациональной Венгрии, чего мадьярская политическая элита не могла допустить. Уже в 1847 подготовлено словацкую национальную программу, которая предусматривала ликвидацию привилегий шляхты и освобождение крестьян за выкуп, реформирования политической системы Венгерского королевства, разработку конституции, принятие демократических законов о введении всеобщего избирательного права, развитие системы образования на словацком языке. ЛИТЕРАТУРА

  1. Историография истории южных и Западных славян. Москва, 1987.
  2. История Чехословакии: В 3 т. Москва, 1959. Т. 2.
  3. История южных и Западных славян: В 2 т. Москва, 1998. Т. 1.
  4. Краткая история Венгрии. Москва, 1991. Краткая история Чехословакии. Москва, 1988.
  5. Кузьмин М. Н. Школа и образование в Чехословакии. Москва, 1971.
  6. Культура народов Центральной и Юго-Восточной Европы в эпоху Просвещения. Москва, 1988.
  7. освободительной движение народов австрийской империи. Период утверждения капитализма. Москва, 1981.

14 Дек 2016

К сожалению, отзывы закрыты.