Социально-культурное развитие украины во второй половине xix века часть 2

Сеть внешкольного образования взрослого населения состояла из воскресных школ, вечерних и повторных классов, народных чтений и народных библиотек. Первые воскресные школы появились по инициативе прогрессивной студенческой молодежи в 1859. По Киеве, их учредителями стали студенты университета во главе с Федором Вороным, а также Яков Бекман, Митрофан Муравский. Вскоре такие школы возникли и в других городах. Значительную роль в организации воскресных школ сыграли попечитель Киевского учебного округа Николай Пирогов и профессор истории Университета св. Владимира Платон Павлов. В 1862 по всей Украине действовало 111 воскресных школ. Преподавателями в них работали, как правило, студенты, учителя, прогрессивное чиновничество и творческая интеллигенция. Они готовили для воскресных школ учебники и пособия. Обучение носило преимущественно светский характер и в большинстве случаев выходило за пределы программ начальных учебных заведений. Кроме типично школьных предметов, в них излагались география, история, естествознание, основы сельского хозяйства, гигиена. Учителя вели преподавание на украинском языке, добивались ее официального признания в школах. Первые воскресные школы быстро завоевали популярность среди народа и одновременно вызвали недовольство царской администрации и реакционеров всех мастей. В 1862 власти якобы за проявленную революционную пропаганду закрыли все воскресные школы. Но через два года под давлением общественности пришлось снова разрешить их существования.
http://pogadalki.ru/gadaniya-onlayn/gadanie-ekaterinyi-onlayn.html
Положение о начальных народных училищах приравнивали воскресные школы к общему типу начальных учебных заведений с четко определенной задачей: «утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные знания». Они предназначались для рабочих и ремесленников, которые не имели возможности получить образование обычным способом. Над ними устанавливался бдительный надзор министерских чиновников, а с 1891 еще и духовного ведомства. Воскресные школы начали Возрождаться только с 70-х годов. Хотя, например, частная воскресная школа Алчевской в Харькове не прекращала своей работы, несмотря на все препятствия, на протяжении всей второй половины XIX в. Самоотверженный полувековая работа в области народного образования выдвинула Алчевске в один ряд и самыми педагогами своего времени. На конец 90-х годов количество воскресных школ в Полтавской губернии выросла всего до 15, Харьковской и Черниговской — до 10 в каждой. Простые люди могли научиться писать и читать в вечерних классах. Они предназначались для лиц, которые не могли посещать ежедневные или воскресные школы, а также для отстающих учеников. Вечерние классы начали создавать в первой половине 70-х годов по инициативе крестьян, робитникиы и учителей Бор-зенського уезда Черниговской губернии. Затем они появились и в других губерниях. Современники, особенно учителя, отмечали широкую популярность таких форм внешкольного образования среди неграмотных взрослых крестьян и рабочих. Но в связи с активизацией деятельности народников вечерние классы во второй половине 70-х годов были закрыты и возродились только в конце 80-х. Занятия со взрослыми учениками велись 1 — 2 раза в неделю в течение одного-двух лет, как правило, зимой, в свободное от работы время. Для людей, которые в детстве учились в школах, но со временем забыли грамоту, организовывались повторные классы. Они имели целью, с одной стороны, предотвратить рецидивы неграмотности, а с другой — дать более полное образование тем, кто недавно закончил трехлетний курс начальной школы. Здесь изучались те же предметы, что и в начальной школе, но в более широком объеме. Ученики читали художественные произведения, религиозно-нравственные и популярные статьи и тому подобное. В начале 60-х годов в Киеве, Харькове и Полтаве, а затем и в других городах стали проводиться народные чтения. Но во время массовых репрессий против всего украинского они были запрещены и прекратили существование. Лишь под давлением прогрессивной общественности правительство В 1876 г... Дал разрешение на восстановление народных чтений в губернских городах, в 1888 — в селах и в 1894 — в уездных городах, фабричных и заводских поселках. При местных обществах грамотности и земских учреждениях начали работать специальные комиссии, которые занимались организацией чтений для народа, подбором соответствующей литературы и иллюстраций. Кроме них, такую же деятельность вели общества трезвости. Для чтений использовали преимущественно светскую литературу, в частности различные рассказы, поэмы, сказки, басни, а также работы о ведении сельского хозяйства и промыслов, их посещало много как взрослых, так и детей, особенно в сельской местности. В 1896 в Полтавской губернии народными чтениями было охвачено 40 тыс. Слушателей. Примерно такое же наблюдалось и в других губерниях.

08 Янв 2017

К сожалению, отзывы закрыты.