Социально-культурное развитие украины во второй половине xix века

Социально-культурное развитие Украины во второй половине XIX стр иччя Образовательный движение широких народных масс Развитие культуры Украины второй половины XIX в. характеризовался рядом особенностей. Преобразование в промышленности, сельском хозяйстве и торговле, определенные демократические сдвиги обострили потребность общества в профессионально подготовленных кадрах рабочих и чиновников, а также идеологов, способных удовлетворить духовные запросы народа. Небывало оживился интерес широкой общественности к истории, языка, культуры. Национальная интеллигенция стала влиятельной интеллектуальной силой, способной направлять культурный прогресс нации и вести ее за собой. Активно кристаллизовалась самосознание украинской нации, которая ставила на повестку дня новые и новые национально-культурные задачи. В таких условиях правительство Российской империи уже не мог эффективно контролировать национально-культурные процессы нерусских народов и направлять их в русло денационализации. Издаваемые им запрета оказались малоэффективными и фактически не могли остановить естественный процесс эволюции национальных культур. Борьба, демократических и прогрессивных национальных сил против русификаторской политики царизма определяла содержание развития культуры Украины второй половины XIX в. Большинство простых людей осознавала необходимость знаний в практической сфере и невозможность удовлетворить его школьной системой. После реформы 1861 народ начал брать дело образования в собственные руки.
Tapetsering av bil möbel
Так зародился широкое народное движение за организацию школьной сети вне контроля царских чиновников. Крестьяне, рабочие, а также сельские общины самостоятельно открывали народные школы и выделяли на их содержание необходимые средства. На 1863 в Харьковском учебном округе насчитывалось 247 и в Киевском — 103 общественные классных школы, в создании которых власти не участвовали. Когда чиновники Министерства образования пытались помешать расширению сети народных школ, общественность сразу настаивала на открытии при них дополнительных классов. Крестьяне и рабочие, не довольствуясь одноклассная, начали добиваться еще двухклассных школ и отмены запрета иметь их более одной на уезд. Причем действовали люди последовательно и решительно, постепенно ломая сопротивление школьных чиновников и Министерства образования. В этом они часто находили понимание и поддержку земских деятелей. Одним из аспектов образовательной деятельности широких народных масс были требования увеличения государственных и земских ассигнований на образование, преобразования удерживаемых ими школ на министерские, открытие внешкольных учреждений народного образования. Одновременно народные массы выступали за перестройку содержания образования, углубление школьных программ. Выдвигались требования ввести преподавание естествознания, химии, физики, астрономии, географии, истории. Под давлением общественности при отдельных школах открывались ремесленные классы и курсы огородничества и садоводства. Родители учеников выступали против засилья церковных дисциплин в церковных школах и отказывали им в материальной поддержке, защищали прогрессивных учителей от полицейско-бюрократического произвола, добивались права женщин на образование, создание женских школ или женских отделений при общеобразовательных учебных заведениях. Требуя демократизации школы и образования, рабочие, крестьяне и национальное сознательная интеллигенция отстаивали право обучать детей на родном языке. Весной 1861 в городке Куземин Зеньковского уезда Полтавской губернии открылось начальное училище с украинским языком преподавания. В нем работали квалифицированные педагоги из бывших студентов Петербургского университета и Петербургской гимназии. Несмотря на различные притеснения и разгул реакции, училище благодаря поддержке местной общественности просуществовало до 1866 Широкую известность получила украинская школа в с. Денисовке Лубенского уезда той же губернии, создана в 1863 В. Лесевич. Она имела большую библиотеку со школьными учебниками и детской литературой, произведениями Тараса Шевченко, Ивана Котляревского, Марка Вовчка и других классиков украинской литературы. Только в 1866 властям удалось ее закрыть. Но в следующем году под давлением общественности они должны отменить свое решение, правда, при этом запретили в ней украинский язык. Подобные украинские школы существовали и в других губерниях Характерно, что сельские общины, в отличие от одина-ков-интеллигентов, смелее ставили перед властями вопрос о разрешении преподавать в школах на украинском языке. При ваборони украинского слова Валуевским циркуляром 1863 и Эмским указом 1876 крестьяне Гадячского уезда Полтавской губернии требовали у властей разрешения на обучение детей на национальном языке. А в Золотоношском уезде такие X требования ставила в конце XIX — в начале XX в. абсолютное большинство местных крестьян. Народная инициатива во второй половине XIX в. стала основным фактором культурно-образовательного развития украинской нации. Начальное образование Во второй половине XIX в. значительные изменения произошли в образовании, духовной основе культуры народа. На время отмены крепостного права количество учебных начальных заведений была явно недостаточной для удовлетворения потребности населения в знаниях. В 1856 действовало 1320 начальных школ, или одна школа приходилась на 9,6 тыс. Жителей, а один ученик — на 150 чел. Обучение велось по старой методике, уровень знаний учеников оставался невысоким. Введение под влиянием массового культурно-образовательного движения и потребностей времени «Положение о начальных народных училищах» 1864 реформировало образование. В начальных народных училищ были отнесены элементарные школы всех ведомств, городские и сельские, которые содержались за счет казны, общин и частных лиц. В них преподавали закон Божий, чтение, письмо, четыре арифметических действия и, где возможно было, церковные песнопения. Обучение длилось 2 — 3 года, обязательно на русском языке, могло быть платным или бесплатным. Все народные училища, ранее находившихся в ведении различных ведомств, подчинялись Министерству образования, а церковно-приходские школы — синода. Для руководства учебно-воспитательной работой школ создавались уездные и губернские училищные совета, вводилась должность попечителя народных училищ. Школа имела внесословной характер. Под влиянием различных факторов сеть начальных учебных заведений во второй половине XIX в. значительно расширилась. Решающую роль в этом сыграли прогрессивная интеллигенция, крестьяне, рабочие, общины и земства. Начав образовательную деятельность примерно с 70-х годов, земства на 1898 довели количество своих школ в 3179. Как правило, они имели лучшее финансовое обеспечение, а соответственно и лучшие помещения, лучших учителей и богаче библиотеки. В отдельных случаях земства смотрели сквозь пальцы на преподавание школьных предметов на украинском языке, а то и добивались официального ее введения в учебный процесс. Всего же в Украине в 1897 p. насчитывалось 16798 начальных школ всех типов, которые, однако, не могли охватить обучением всех детей. Значительная часть населения все еще оставалась неграмотной. Даже в 1897 в разных украинских губерниях умели писать только от 15,5 до 27,9% всех жителей. Террор народников заставил правительственные круги обратить внимание на духовенство как силу, способную обеспечить мир и спокойствие в обществе. С этой целью кабинет министров в 1881 утвердил решение о распространении влияния духовенства на все типы училищ. Специальными правилами 1884 были созданы церковно школы, основное внимание в которых уделено воспитанию покорности властям и соблюдению церковных канонов. Обучение длилось, как правило, два года. Церковно школы располагались преимущественно в сельской местности и подчинялись синода. В его же ведении находились и школы грамоты. Поразительная темнота народа вызвала к жизни появление системы внешкольного образования взрослых. Она появилась по инициативе и действовала благодаря бескорыстной деятельности прогрессивной общественности, объединенной в различные образовательные общества, комитеты, комиссии. В частности, в последней четверти XIX в. активную деятельность развернуло открытое в 1869 Харьковское общество грамотности. Среди его участников плодотворно работала известная просветительского Христина Алчевская, которая раз-Лробила и внедряла на практике эффективную методику '' обучения взрослых учеников.

08 Янв 2017

К сожалению, отзывы закрыты.