Социально-экономическое развитие западно-украинской земель в составе австро-венгрии в xix веке часть 4

В своей программе-максимум национал-демократы выдвигали лозунг самостоятельной, независимой Украины "без холопа и господина от Карпат и до Кавказа »,« где бы все части нашей нации соединились в одну новое культурное государство ". Но в программе-минимум ставилась задача добиваться только раздела Галичины на две отдельные административные единицы (края) — Украинский и польский, которые должны широкую автономию. УНДП считала, что Галичина является «украинским Пьемонтом», вокруг которого должны объединиться все украинские земли. Она провозглашала верноподданнические Габсбургской монархии. По мнению национал-демократов, вся украинская нация тогда была «нацией властителей-батраков, с многочисленными приложением бездомных пролетариев без работы и здекласованих нищих» и все Украинцы должны были объединяться под лозунгом «свой к своему». Национал-демократы отстаивали равноправие украинского языка в административных учреждениях и школах, поддерживали требования об открытии украинского университета во Львове, нескольких украинских гимназий, всеобщего избирательного права, а также наделение крестьян помещичьей землей, но за выкуп.
Вам нужны сервера впс с устойчивостью к жалобам под варез или адалт?
Одновременно с москвофильством и народничеством в западноукраинских землях с середины 70-х годов стал развиваться радикальное движение, которое по своему характеру был подобен движения, что в России и Восточной Украины в исторической литературе получил название революционно-демократического. Наиболее выдающимися деятелями этого движения в Восточной Галиции были известные писатели, публицисты и ученые И. Я. Франко (1856 — 1916), М. И. Павлик (1853 — 1915) и А. С. Терлецкий (1850 — 1902) . Франко происходил из семьи крестьянина-кузнеца, Павлик — из семьи крестьянина-бедняка, Терлецкий — из семьи священника. Еще будучи студентами философского факультета Львовского университета, они включились в студенческого движения и стали активными общественными деятелями. За социалистическую пропаганду и революционную деятельность австрийские власти неоднократно арестовывали Франко, Павлика и Терлецкого, но они продолжали борьбу за лучшую судьбу народа. В распутье этого радикального движения активное участие принимали также такие украинские и польские общественные деятели, как И. Данилюк, А. Маньковский, М. Драбик, Я. Козакевич и др. Особое место среди них занимала Г. И. Павлик (1855 — 1828), сестра М. Павлика, простая швея, которая сама научилась грамоты, стала читать социалистическую литературу и пропагандировала социалистические идеи среди крестьян и рабочих. На формирование мировоззрения И. Франко и его последователей большое влияние оказали произведения русских и украинских общественных деятелей и прогрессивных писателей — Герцена, Чернышевского, Шевченко, Драгоманова, Полонинского и др. Вместе с тем они изучали труды Маркса и Энгельса — «Капитал», «Манифест Коммунистической партии» и др. Как известно, И. Франко впервые перевел на украинский язык 24-й раздел «Капитала» о первоначальное накопление капитала и отрывок из книги Энгельса «Анти-Дюринг». В своих трудах «Катехизис экономического социализма» (1878), «О труде» (1881) и других Франко популяризировал марксистские идеи, показывал противоположность интересов рабочих и буржуазии. И. Франко и М. Павлик в 1878 во Львове начали выдавать остро радикальный, демократический журнал «Общественный друг» (выдали два номера), а после его закрытия — альманахи «Колокол» и «Молот». Они принимали также активное участие в издании рабочей газеты «Ргаса» («Труд»), которая начала выходить в Львове на польском языке 1 июля 1878 и которая сыграла большую роль в распространении социалистических идей среди рабочих и в их политическом воспитании. И. Франко и его соратники, защищая интересы крестьянства, выступали против остатков крепостничества, за передачу крестьянам помещичьих земель. Вместе с тем они разоблачали эксплуататорскую суть капитализма и признавали необходимость его замены социалистическим строем. Методом свержения старого эксплуататорского строя радикалы считали народную революцию, в которой основной движущей силой должно стать крестьянство. Итак, Иван Франко и его товарищи разоблачали несправедливость капиталистического строя, искали социального идеала и в этих поисках обращались к трудам социалистов, в том числе и работ Маркса и Энгельса, проповедовали необходимость перехода к социализму. Но вместе с тем, Франко, особенно на склоне лет, очень критически стал подходить к воображаемого будущего социалистического общества, считая, что в нем всемогущая государство может подавить человека и завести авторитарно-тоталитарный режим. И. Франко и другие деятели радикально-демократического направления, борясь против социального угнетения трудящихся, вместе с тем принимали деятельное участие в национальном движении, выступали за национальное освобождение украинского народа и воссоединения всех украинских земель. Так, в сборнике стихов «С вершин и низин» в цикле «Украина» Франко призвал не служить польским и российским угнетателям, бороться за свободу, счастье и честь родного края. В стихотворении «Не пора» (1880) Франко писал: Не пора, не пора ли, не пора ли Москалю и Ляхов служить! Довершилась Украины несправедливость старая — Нам пора для Украины жить! Не пора, не пора ли, не пора ли По невигласкив лить свою кровь И любить царя, что наш народ обдир, — Для Украины наша любовь. Не пора, не пора ли, не пора ли В родной дом вносить раздор! Пусть пропадет несогласия проклятая призрак! Лед Украйны Давайте объединяться флаг! Ибо время это великая есть. В упорной, тяжелой борьбе Мы падут, волю и славу и честь. Родной края, получить тебе! А в стихотворении «Развивайся, ты высокий дуб» (1883) Франко уверенно предсказал, что придет время, когда Украина станет свободной и объединятся в ее пределах все украинские земли: Встанет славная иметь Украина, Счастливая и свободная От Кубани до Сяна-реки Одна, нераздельное. Радикальная партия . И. Франко и М. Павлик приняли активное участие в создании в 1890 «Русско-украинской радикальной партии», которая выражала и отстаивала интересы широких масс крестьянства. Она выдавала журналы «Народ» и «Хлебороб» и газету «Гражданский голос». Программа, одобренная радикалами их первом съезде в 1890 p., Состояла из двух частей: программы-максимум и программы-минимум. В программе-максимум говорилось, что партия стремится к установлению нового способа производства «согласно достижениями научного социализма, т. Есть. Хотим коллективного устройства труда и коллективной зласности средств производительных». Но путей осуществления социалистического идеала и его конкретных форм программа не определяла. В программе-минимум радикалы заявляли, что они добиваются «материального благосостояния всех работных людей и устранение всякого эксплуатирования экономического». Они выдвигали ряд требований, осуществление которых привело бы к ликвидации остатков феодализма, более быстрого развития капитализма и определенной демократизации страны. Они требовали всеобщего избирательного права при тайном и прямом голосовании, введение подоходного налога, запрета продажи крестьянских наделов с публичного торга, сокращения регулярной армии и срока службы в ней, бесплатного обучения во всех школах, преподавание в школах Восточной Галиции на украинском языке и признание украинского языка официальным языке и др.

11 Сен 2016

К сожалению, отзывы закрыты.