Социально-экономическое развитие украинских земель в xix в

В то же время в Украине действовала еще одна тайная организация — «Общество соединенных славян», которая была образована братьями Борисовыми и Ю. Люблинским в Новограде-Волынском в 1823 В своих планах члены общества выходили за пределы одного государства и выдвигали идею освобождения всех славянских народов из-под гнета самовластия и утоворення славянского федеративного союза. В сентябре 1825 эти два общества объединились. После неудачного повтання в Петербурге в декабре 1825. Члены «Южного общества» С. Муравьев-Апостол и М. Бестужев-Рюмин подняли восстание Черниговского пехотного полка на Киевщине. Однако вскоре и это восстание было подавлено. Узкая соцально база, недостаточная ришучисть в решающие моменты, идейные споры, неорганизованность действий и т. п. не позволили декабристам реализовать свои задумки. В 1830 украинские земли оказались в водовороте революционных событий — в ноябре вспыхнуло национально-освободительное восстание поляков против режима Российской империи. Это выступление было обусловлено активным наступлением самодержавия на автономные права Королевства польского, что проявлялось в распространении на польскую территорию общеимперских репрессивно-полицейских порядков, введении цензуры, активной борьбе с либеральной польской оппозицией и тому подобное.
встроенные шкафы купе на заказ
Польский движение развивалось преимущественно в национальном русле и имел целью восстановления национальной независимости Польши, но ему не удалось консолидировать антиимперские силы. В сентябре 1831 царские войска взяли Варшаву и подавили восстание. Важно отметить, что в Западной Украине реформы Марии-Терезы и Иосифа II способствовали пробуждению национальной жизни. Основным носителем национального возрождения в регионе булро духовенство. В 1816 грамм. После инициативе священника И. Могильницкого в Перемышле возникла первая в Галиции культурная-образовательная организация — «Общество священников», вокруг которого гуртувалося патриотически настроенное греко-католическое духовенство. Общество стало активным защитником прва украинского языка, поборником украинизации школ. В начале 30-х годов XIX в. центром национальной жизни и национального движения в Галичине стал Львов. Именно здесь возникла полулегальное просветительское и литературное группировки «Русская троица». Его основателями были трое студентов Львовского университета М. Шашкевич, И. Вагилевич и Я. Головацкий, активно выступили на захист украинского языка. Члены общества подготовили к печати сборник «Заря», которые содержал песни, оригинальные товры кружковцев, исторические и публицистические материалы. Сборник было запрещено и началось преследование авторов. В конце 1836 в Будапеште увидела свет «Русалка Днистровая», большая часть экземпляров которой также была конфискована. Следует отметить, что значение деятельности «Русской тройке» заключается в том, что ее члены определили и опубликовали основное ядро идей национального возрождения, осуществили переход от фольклорно-этнографического этапа национального движения к культурнического, делали первые попытки направить решение национальных проблем в политическую плоскость. Итак, общественное движение в первой половине XIX в. разворачивался в русле борьбы за социальное и национальное освобождение. К нему привлекались новые силы разночинной интеллигенции. Революционные силы в Украине основывались вокруг гениального поэта, талантливого художника и общественного деятеля Т. Г. Шевченко (1814 — 1861 ГГ.). Выдающуюся роль в общественно-политическом движении сыграло Кирилло-Мефодиевского общества (1846 — 1847 ГГ.), В состав которого входили М. Костомаров, Т. Шевченко, П. Кулиш, Н. Гулак и др. Идеология общества была синтезом идеи трех движений: Украинский автономии, польского демократизма и российского декабризма в Украине. Главной целью своей деятельности Кирилло-Мефодиевского общества считало утверждения национально-государственной независимости Украины с демократическим строем по образцу Соединенных Штатов Америки в конфедерации таких же независимых славянских государств. Члены братства выступали за свержение царского самодержавия и ликвидацию крепостного права в Российской империи. Организация просуществовала чуть больше года. Весной 1847 царские власти арестовали в Киеве всех 12 постоянных членов общества. Тяжелее наказали Т. Г. Шевченко, его сослали в Оренбургские степи рядовым солдатом с запретом писать и рисовать. В конце 50-х годов XIX в. ведущие деятели общества вернулись из ссылки и продолжили национально-освободительную пропагандистскую деятельность, но уже не в политическом, а в культурно-просветительском движении. В 60-е годы в Киеве, Харькове, Полтаве и других городах либеральная и демократическая интеллигенция начала объединяться в самодеятельные полулегальные организации, названные общинами. Определенных программ и уставов общины на имели. Всех их объединяла национальная украинская идея на демократическом почве. Надо знать, что общины занимались преимущественно культурно-просветительской деятельностью: участвовали в работе воскресных школ, выдавали украинские учебники, собирали и публиковали сборника устного народного творчества. Громадовская движение испытал давление царской власти, но своей деятельности не прекратил. Среди активных деятелей этого движения были: профессор Киевского университета В. Антонович, этнограф П. Чубинский, основатель украинской статистической науки А. Русов, композитор М. Лысенко, историк М. Драгоманов и др. С 1882 г... По Киеве выдавался громадовская журнал «Киевская старина». А когда в начале XX в. создавались украинские национальные партии, то бывшие громадовцы стали вступать в их ряды. На буржуазно-демократическом этапе освободительной борьбы огромную роль играло народничество — движение разночинной интеллигенции, идеология крестьянской демократии. Основной во взглядах народников была идея перехода к социализму через сохранение, использование и обновление коллективистских основ сельской общины. На первом этапе народничества для него было присуще «хождение в народ» с целью пропаганды своих идей. Члены народнических кружков нанимались на фабрики, учительствовали в селах, открывали мастерские, где проводили сходки крестьян, распространяли нелегальную литературу. Но социальное положение крестьянства, низкий уровень политического сознания мешали народникам активно включиться в реализацию своих задумчивости. Массовый поход демократической молодежи «в народ» потерпел неудачу.

22 Окт 2016

К сожалению, отзывы закрыты.